Автор: Майкл Флетчер.
Перевод: Оксана Константинова
Уверен, большинство из нас, учившихся играть на гитаре много лет назад, было бы не прочь иметь доступ к гитарным табулатурам.
Но, к сожалению, для гитаристов, чей творческий путь пришелся на 60-е, 70-е и 80-е гг, табулатур еще не существовало. Для того, чтобы разучить песню, нам приходилось полагаться лишь на собственный слух: мы включали запись и пытались «снять» мелодию в режиме реального времени.
Конечно, тем, кто знал ноты и умел читать музыку с листа, было намного проще.
Для современных гитаристов, табулатуры стали отличным подспорьем, позволяющим легко и быстро разучить песни, соло и аккорды.
Однако очень важно не полагаться на табулатуры как на заменитель классического музыкального образования. Те гитаристы, которые рассчитывают на успех национального и международного масштаба, не должны допускать подобного варианта в принципе. Их удел - быть «вечным студентом»; их обучение не закончится никогда.
Ничто не заменит хорошего знания музыкальной теории. Особенно, если речь идет о гитаре. Возможно, Вы слышали высказывание: гитара - самый простой инструмент для новичка, и самый сложный - для Мастера. Тому есть основание.
Один и тот же музыкальный сценарий может быть воплощен гитаристом в сотне различных вариантов. Выбор широк настолько, насколько позволяют знания. Другими словами, чем больше знаний о возможных вариантах для воплощения конкретной музыкальной идеи есть у исполнителя, тем точнее и лучше будет конечный результат. А получить эти знания и позволяет классическое музыкальное образование.
Представьте себя на одной сцене вместе с абсолютно незнакомыми людьми. Музыкальный продюсер сообщает, что структура песни - прогрессия аккордов ii, IV, vi, V, I в тональности пять диезов, и расширенным IV аккордом до его дальнего диатонического расширения.
Но это еще не все. Следующее, что Вы слышите - барабанщик не держит ритм. Такое развитие событий способно повергнуть в панику многих гитаристов.
Все табулатуры мира не спасут Вас в этой ситуации. Постановка задачи обернется музыкальной катастрофой для тех, чей опыт базируется лишь на игре по табулатурам. В свою очередь, теоретически подкованный музыкант легко выйдет на сцену в составе любой группы, сыграет любую прогрессию аккордов, в любой тональности.
Еще раз повторим: табулатуры не имеют абсолютно никакого отношения к музыкальной теории. В большинстве случаев, они всего лишь помогают человеку научиться играть конкретное музыкальное произведение.
Зайдите в музыкальный магазин, в како бы точке мира он не находился. Там всегда можно увидеть человека, сидящего на усилителе, и играющего, к примеру, арпеджио. Первое впечатление о нем - должно быть, это очень талантливый музыкант. Скорее всего, так и есть. Однако если б этот человек полагался только на гитарные табулатуры, он почти наверняка потерпел бы неудачу, столкнувшись с трудной прогрессией аккордов или сменой тональности.
Слишком много гитаристов ищут пути, не требующие ни времени, ни усилий. А, получив кратковременный, но все же результат - довольствуются им, не думая о том, что будет дальше.
Дальше же станет ясно, кто на что учился: успеха в практике достигнут именно те, кто не пожалел времени на изучение теории.
Подтверждением высокой оценки Вашего мастерства может стать ночной звонок от музыкального продюсера, с просьбой о помощи в построении хорошего соло или в создании общей динамики песни. Табулатуры здесь ничем не помогут - в отличие от образования.
Уверенность в себе как в гитаристе - замечательное ощущение. Трудно быть неуверенным, имея представление о построении аккордов, их функции, гитарных шкалах, тональностях, увеличенных и альтерированных аккордах, обращении аккордов, и т.п.
Не пожалейте времени на обучение. Ваш упорный труд и преданность инструменту окупятся с лихвой.
Получить соответствующее образование предлагают многочисленные музыкальные училища, институты, даже курсы. Однако убедитесь, что программа представляет собой именно классическое музыкальное образование, а не просто включает обрывки музыкальной теории.
Важно также не откладывать. Торопитесь получать знания. Иногда, музыканту выпадает только один Самый Главный Шанс. Если удача постучалась в дверь, Вы должны быть готовы ее открыть. Эту подготовку и обеспечит теоретическая подкованность.
Гитарные табы создавались как инструмент в помощь гитаристу. Будучи использованы по назначению, они действительно способны стать хорошими помощниками.
Тем, кто настроен на длительную карьеру, не обойтись без серьезных знаний. Хотите удержаться на плаву - учитесь. Ну и конечно, играйте, играйте, играйте! Самая углубленная теория - ничто без применения ее на практике!