Автор: Майк П. Хайес.
Перевод: Оксана Константинова
Итак, я могу мысленно воспроизвести понравившуюся песню. А как сыграть ее на гитаре? И можно ли обойтись без сборников песен с нотами и многочасовых блужданий по Сети в поисках табулатур?
Избежать лишних проблем позволит развитие музыкального слуха. К тому же, не так хороши табулатуры, как их рисуют. Они способны поставить в тупик начинающего музыканта следующими своими недостатками:
1) нередко на бумаге песня записана не в той тональности, что ее студийная версия. Следовательно, когда гитарист пробует играть мелодию вместе с оригинальным треком, гитара для него звучит «неверно». Несовпадение вместе с незнанием причины проблемы может смутить, разочаровать, вплоть до признания себя бездарностью.
Почему песни на бумаге могут быть записаны в другой тональности?
1. Часто, исполнитель не является автором мелодии. Разумеется, композитор изначально писал мелодию в той тональности, которая удобна для его собственного голоса.
Принятая в работу песня подвергается изменениям со стороны рекорд-лейбла - для ее более успешной подачи, в соответствии с требованиями исполнителя и (или) саунд-продюсера. Такие изменения могут включать в себя смену тональности на удобную для голоса вокалиста, изменение гармонии с целью соответствовать общему звучанию альбома, или новую аранжировку, чтобы сделать песню ярче, вписать ее в общую стилистику группы и продемонстрировать как возможности инструментов, так и творческий потенциал музыкантов.
2. Одна и та же песня в исполнении одного и того же артиста может быть записана в различных тональностях - в зависимости от того, студийная это версия, или «live».
Концертные версии обычно находятся в тональностях ниже, чем студийные. Причина в том, что в студии артист может записывать и переписывать вокальную партию снова и снова, до достижения наилучшего результата. Концертные выступления дают только один шанс, поэтому лучше подкорректировать аранжировку и изменить тональность на более удобную (а она всегда ниже). Это позволит вокалисту чувствовать себя комфортно и без проблем отработать несколько концертов подряд.
2) Точность и корректность табулатур полностью зависят от слуха и способностей того, кто их составил. Основная опасность: Вы хотите потратить свое время на заучивание неверных нот, и потом переучиваться?
Примечание: следует быть осторожным и при подборе мелодии на слух; здесь действует все тот же принцип. В случае ошибки, потребуется немало времени для того, чтобы переучиться и начать брать верные ноты вместо тех, что уже привычны.
Гитарист с хорошо развитым музыкальным слухом не столкнется с этими трудностями только лишь потому, что способен точно воспроизводить ноты, которые он слышит в записи песни.
Элементарные знания о возможных «подводных камнях», подстерегающих начинающего гитариста - уже первый шаг на пути к уверенной игре, развитию слуха и успешной карьере.