Sakari Heikkila
перевод: Эльвира Биктимирова

Скованность пальцев – проблема, с которой, как правило, сталкивается любой начинающий играть на гитаре. С этим помогут справиться следующие упражнения, которые я разработал для тренировки без гитары.

Степень скованности бывает разной. В основном проблема заключается в том, насколько быстро способны реагировать пальцы, будь то, например, как Вы хватаетесь за поручень или беретесь за тот или иной инструмент. Причем проблема вовсе не в пальцах. Просто необходимо всего лишь научиться мыслить иначе. Всего лишь!

Упражнение следующее.

Вытяните и опустите вниз правую руку, ладонью вниз. Пальцы вытяните «от себя», слегка «растопырив».

Теперь очень-очень медленно начните двигать большим пальцем вниз, по направлению к полу, сгибая лишь первый сустав (соединяющий палец с ладонью). Задача – не шевелить другими пальцами, поэтому работайте настолько медленно, сколько нужно для сохранения других пальцев без движения.

Немного опустив большой палец (на 3-4 см.), верните его в исходное положение (то есть обратно к другим пальцам).

Теперь проделайте это же упражнение с указательным, затем средним пальцами, начиная каждый раз с выпрямления пальцев таким образом, чтобы они образовывали ровную горизонтальную поверхность. Движения должны быть настолько медленными, насколько необходимо для сохранения «ненужных» пальцев неподвижными.

И ни метронома, ни часов, ни мыслей об ожидаемых результатах, – ничего, что бы Вас отвлекало.

Это новое для вашего сознания и, вероятно, может вызвать напряжение или даже боль в руке, поскольку для нее это также необычно.

Иногда проще закрыть на время глаза, а затем, открыв, проверить, действительно ли происходит то, что Вы чувствуете.

Отработав навык, научившись автоматически давать нужные команды, можно приступать к следующему упражнению.

Палец при ударе о струны действительно напряжен, но, чтоб подготовиться к новому звуку, палец необходимо согнуть, причем очень легко и аккуратно, не касаясь струн.

Это происходит путем сгибания среднего сустава (следующего после того, что соединяет палец с ладонью). То есть средний сустав нужен для того, чтобы вернуть палец в исходное положение, не задевая или проигрывая струну «возвращающимся» ударом.

Итак, отпустите поочередно каждый палец так, как это было описано выше, и верните к остальным, слегка согнув средний сустав.

Вот теперь вы играете. А первое упражнение, неполное, важно в том плане, что каждый палец должен стать максимально независимым. Чем быстрее Вы научитесь на этом концентрироваться, тем быстрее «раскрепоститься» ваша правая рука. И потом, взяв в руки гитару, Вы почувствуете, насколько стало легче играть.

Постарайтесь не потерять приобретенный навык, способ мышления. На этом этапе гитара, по-прежнему, не нужна. В работе можно использовать метроном, что поможет закрепить материал. Вы почувствуете, когда и с какой скоростью начать работу с метрономом. Хотя для кого-то и он может оказаться лишним: если угодно, это вариант психологического давления, поскольку всегда ожидаешь следующий щелчок.

Пример работы с метрономом: за один щелчок ММ 42 отпустить и поднять палец, или отпустить на первом и поднять на втором щелчке. Возможно, для кого-то и это покажется слишком быстрым. Так, для меня оптимально выполнить задание в течение 6-ти щелчков: 3 щелчка для того, чтобы отпустить палец, 3 щелчка – для того, чтобы поднять. При необходимости можно работать еще медленнее.

Суть упражнения в том, чтобы освободить сознание, для того, чтобы оно могло последовательно посылать пальцам нужные команды. Одолеете задачу – можно брать в руки гитару.

Занимайтесь и Вы покорите новые вершины!